Главная страница » Истории » Кого потопил пароход «Ванцетти»?

Чат
Totenkopf
ХУЙНЯZEF
A`time, awe2 сукадебилыбляяядь
ХУЙНЯZEF
Pine from cellars, данепиздииии ты тут
A`time
Pine from cellars
Demon, ЩА тебе лиса прочистит гайморит butthurt
Demon
ХУЙНЯZEF
Жыдкий хуй хогвардса
ХУЙНЯZEF
россо леванто, писю покажи butthurt
Бухлишко
Но зинитушка круче huy
Бухлишко
Pine from cellars, фэд тоже охуенен по своему, я и тот и другой юзал, фэд тоже гдето лежит
Pine from cellars
Бухлишко, не юзал не знаю разницы
Pine from cellars
россо леванто, какая любовь от тебя исходит - ни много приятно
AlexandrbI4
и 90х
AlexandrbI4
менталитет СССР
AlexandrbI4
везде наебалово
AlexandrbI4
sergsum, такая жизнь
россо леванто
Pine from cellars, залезь и не слезай от туда никогда
Бухлишко
Pine from cellars, фэд говно, у меня зенит
Pine from cellars
sergsum, а да я забыл. Пойду на шифоньер залезу - там у мИня был фотик со с пышкой - ФЭД
sergsum
Цитата: Pine from cellars
нужно стимул для меня

Саночки
Pine from cellars
потом побрею и ещё пришлю - тем самым умножу на 2 свои шансы
Pine from cellars
россо леванто, могу свои волосатые прислать, но для этого нужно стимул для меня - ну шоб захотелось
Бухлишко
Pine from cellars, awe2
Pine from cellars
Бухлишко, ты специально выбираешь там где надо работать. Есть такая где не надо, ну или пассивно к примеру butthurt
Бухлишко
"участниц" troll
россо леванто
О, уже шесть участниц. Гуд.
Бухлишко
Pine from cellars, у соседа нада яму выгребную почистить. По твоей части? troll
Pine from cellars
Бухлишко, как на стадионе. НЕ! ГАЗон я не хочу чистить и стричь. Давай шото другое предлагай мне troll
Бухлишко
Pine from cellars, снег чисть. У меня вечнозеленый
sergsum
Где блять сиськи? Link

Только зарегистрированные посетители могут писать в чате.
Опрос

Нужен ли конкурс сисек на SFW?

НЕТ! СРАМОТА!
ДА! ДАЙТЕ ДВЕ!
Мне мама на такое смотреть еще не разрешает.
Мне на такое смотреть уже поздно. Кхе-кхе!..
 
 
 
Также можете почитать
Сотворение героических мифов во время войны может быть оправдано с точки зрения пропаганды, однако, как показала придуманная еще в 1941 году история с 28 панфиловцами, многие выдумки агитпропа успешно «дожили» и до 70-летия Победы. Еще более удивительным фактом является то, что подобные мифы продолжают возникать в наше время, искажая историю Великой Отечественной войны. Примером тому является современная версия боя советского парохода «Ванцетти» с немецкой подводной лодкой U 553, активно распространяющаяся в интернете на различных исторических сайтах и форумах.

Рождение легенды

В этой версии судно «Ванцетти», совершая переход через Баренцево море в Исландию в январе 1943 года, было атаковано немецкой подлодкой U 553, и в ходе последовавшего боя потопило субмарину своим артиллерийским огнем. В частности, именно в таком ключе излагается ход событий в статье Ю.П. Богданова «Подвиг моряков «Ванцетти»», опубликованной в сборнике «Северные конвои: исследования, воспоминания, документы», вышедшем в 2000 году:

«К концу дня 2 января 1943 г. судно сделало поворот и легло курсом на Исландию. Ночью небо прояснилось, и старший помощник капитана А. Агоев по звездам определил местонахождение судна. Оказалось, что оно находится значительно севернее, чем предполагалось, а курс его ведет прямо… на остров Медвежий.

Курс судна был сразу изменен на южное направление, чтобы дальше отойти от опасного района и оставить Медвежий к северу. Находившийся на верхнем мостике военный помощник капитана А. Чупанов заметил слева по траверсу судно, похожее на парусник, но оказалось, что это подводная лодка с обманным парусом. Стало ясно: «Ванцетти» обнаружен. Капитан объявил боевую тревогу. Моряки заняли свои места на боевых постах у кормового орудия и на верхнем мостике у крупнокалиберных зенитных пулеметов. С этого момента судно двигалось противолодочным зигзагом.

Торпеда стремительно приближалась к судну. Капитан дал команду: «Право на борт!», машина работала самым полным вперед. Последовала новая команда: «Приготовиться к открытию огня!» Вот когда потребовалось оружие защиты!

Торпеда прошла вдоль правого борта в расстоянии 8–10 м, а судно продолжало по инерции двигаться вправо. В этот момент расчет кормового орудия обнаружил вторую торпеду, но уже слева по корме. Последовала команда капитана: «Лево на борт!»

Попав в сильную струю от винта, торпеда, не дойдя до борта 15–20 метров по корме, резко изменила направление и прошла вдоль левого борта. И тут в 4–5 кабельтовых по левому борту из воды на поверхности моря появился силуэт фашистской подлодки.

Все, кто в это время находился на верхнем мостике, увидели рубку и саму лодку. Мгновенно с верхнего мостика заговорили наши крупнокалиберные пулеметы. Метким огнем трассирующих пуль наш расчет прошил корпус вражеской лодки и настолько осветил его силуэт, что ясно читался ее номер: «У-553».

А расчет кормового орудия сумел обнаружить цель. За считанные секунды один за другим были выпущены по подлодке три снаряда, которые пробили боевую рубку субмарины. Над поверхностью моря поднялся столб воды и огня.

Последние три выстрела были даны по месту погружения вражеской подводной лодки, которую немцы считали пропавшей без вести. Это произошло 5 января 1943 г. в водах Баренцева моря. Капитан парохода сразу изменил курс на север, а судно пошло форсированным ходом. Одновременно прекратили выброс за борт шлака, чтобы не демаскировать судно».


Казалось бы, все просто и понятно: снаряды поразили рубку лодки, на которой «ясно читался номер У-553», и лодка пошла на дно. Какие могут быть еще вопросы? Однако, на самом деле все обстояло далеко не так, как изложено автором статьи. При более детальном разборе информации, доступной сейчас (с момента публикации статьи прошло 15 лет), можно сделать вывод, что читателя, мягко говоря, ввели в заблуждение.

Кого потопил пароход «Ванцетти»?


На фото, сделанном в 1941–1942 гг., предположительно запечатлена подводная лодка U 553 — во всяком случае, субмарина принадлежит к тому же типу VIIC и к тому же соединению — 7-й флотилии подводных лодок кригсмарине


Краеугольным камнем этой истории является попытка выдать желаемое за действительное и приписать пароходу «Ванцетти» победу над немецкой субмариной. Уверенность в том, что советское судно потопило своего противника, является главной ошибкой, так как за этим следует уже попытка притянуть к этой «победе» какую-нибудь немецкую подлодку, погибшую во время войны. В итоге выбор пал на U 553 подводного аса корветтен-капитана Карла Турмана (Karl Thurmann), и мотивом стал тот факт, что лодка Турмана пропала без вести именно в январе 1943 года.

Однако попытка выдать U 553, принадлежавшую к типу VIIC, за жертву «Ванцетти» выглядит на сегодняшний день нелепо: 5 января 1943 года Турман вместе со своей лодкой находился во Франции и спокойно готовился к очередному походу, который действительно оказался для него последним. U 553 вышла в море только вечером 16 января из базы Ла-Паллис в Ла-Рошели, поэтому никак не могла 5 января находиться в районе острова Медвежий. Эта лодка вообще не принимала участие в боевых действиях на Арктическом ТВД и «работала» исключительно в Атлантике.

Кого потопил пароход «Ванцетти»?


Фотография, сделанная 19 июля 1941 года во французском Сен-Назере, запечатлела возвращение подводной лодки из U 553 своего второго похода. Треугольные вымпелы с цифрами потопленного тоннажа — символ первых побед лодки, британского транспорта «Сьюзан Маэрск» (Susan Mærsk) и норвежского танкера «Ранелла» (Ranella)


U 553 пропала без вести после 20 января. В этот день Турман в 19:00 встретился в квадрате BE 6113 c U 465, чтобы передать навигационные документы. В тот же день штаб подводных сил принял последнюю радиограмму Турмана, которая гласила: «Нахожусь в квадрате BE 6661. Перископ дает течь. Могу погружаться до 60 метров». Больше U 553 никто не видел и не слышал, и 31 января штаб подводных сил счел ее потерю весьма вероятной, о чем говорит запись в журнале боевых действий (ЖБД) от этого числа.

Оснований для веры автору статьи «Подвиг моряков «Ванцетти»» в том, что на рубке обстреливаемой советскими артиллеристами лодки «ясно читался номер У-553», нет и по другой причине. Никакого номера на рубке не было, и быть не могло – еще с началом Второй мировой немецкие подводные лодки избавились от всех признаков, которые могли помочь противнику в их визуальной идентификации. В частности, были сняты таблички с номерами, расположенные на носах лодок, а также закрашены номера на рубках.

Кого потопил пароход «Ванцетти»?


Карл Турман в окружении корреспондентов сразу после возвращения из похода, длившегося с 19 июля по 17 сентября 1942 года. Прямо поверх свитера на шее подводника висит новенький Рыцарский крест — 18 августа U 553 потопила сразу три транспорта из состава союзного конвоя TAW-13, и 24 августа это достижение было отмечено наградой командира

Итак, нет никаких оснований считать U 553 потопленной пароходом «Ванцетти». Тогда что произошло у острова Медвежий 5 января 1943 года? При тщательном изучении советских и немецких документов картина произошедших событий обретает ясность. В тот день в Баренцевом море пароход «Ванцетти» действительно был атакован немецкой подлодкой. Вот как описывается этот случай в «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном морском театре», составленной «по горячим следам» на основе документов Историческим отделом наркомата Военно-Морского флота СССР:

«Транспорт «Ванцетти», вышедший 29 декабря из Иоканки в Исландию, находясь в районе острова Медвежий, обнаружил на горизонте силуэт неприятельской подводной лодки. Капитан отвернул от лодки с расчетом скрыться в темной части горизонта и с прямого курса перешел на зигзаг. Вскоре был обнаружен след шедшей в левый борт транспорта торпеды. Увеличив обороты машины до максимальных, капитан повернул вправо, и торпеда прошла в 8–10 м от левой скулы судна. Почти в тот же момент обнаружили след второй торпеды. Поворотом влево она была приведена за корму и, попав в кильватерную струю, в 12–20 м от транспорта резко изменила свое направление.

Вслед за этим с транспорта увидели неприятельскую лодку в позиционном положении, открыли по ней огонь из крупнокалиберных пулеметов и выпустили шесть трехдюймовых снарядов с дистанции около 4 каб. Лодка скрылась под водой и больше не появлялась. По характеру разрывов и мест падения снарядов капитан полагал, что, если лодка и не была потоплена, то настолько повреждена, что от преследования транспорта отказалась.

При встрече с этой лодкой, «Ванцетти» послал радиограммы установленного образца на русском и английском языках. Английскими станциями радиограммы были приняты. Радиостанция Северного флота в 17 ч. 05 м. также приняла сигнал «атакован подводной лодкой противника» с указанием координат: ш=74°00', д=18°00' ост; но счислимое место «Ванцетти» в этот момент по расчетам штаба флота значилось в точке ш=69°36', д=7°02' вест (расхождение на 540 миль) (дело 2462, л.17; дело 1614, стр.92)».


Если сравнить это описание с немецкими данными, то особых расхождений не будет, учитывая, что участник событий 5 января 1943 года с немецкой стороны известен. Это U 354 капитан-лейтенанта Карла-Хайнца Хербшлеба (Karl-Heinz Herbschleb). Благодаря сохранившимся журналу боевых действий лодки и воспоминаниям ее командира мы можем взглянуть на тот бой глазами противника.

Кого потопил пароход «Ванцетти»?


Капитан-лейтенант Карл-Хайнц Хербшлеб (1910–1955), командир U 354, выдающихся успехов не достиг — на его счету одно потопленное и одно поврежденное судно суммарным тоннажем около 11000 брт — но пережил войну


В канун нового 1943 года U 354 находилась в море, поддерживая вместе с другими лодками операцию «Регенбоген» (нем. Regenbogen – «радуга»), которую силы кригсмарине проводили против союзного конвоя JW-51B, направлявшегося в Мурманск. Эта операция в истории Второй мировой более известна как «Новогодний бой».

Сражение, закончившееся вничью

«Ванцетти» был замечен немецкой лодкой U 625 поздним утром 5 января. Ее командир капитан-лейтенант Бенкер (Hans Benker) отправил в штаб сообщение: «Мое судно находится в квадрате АВ 6345, генеральный курс 270 град. 11 узлов. Атакую ночью. Табу». Радиограмма с U 625 была принята Хербшлебом, находящимся неподалеку, который записал в журнале боевых действий: «Радио от Бенкера «Атакую ночью». Я от всего сердца желаю Бенкеру успеха, но на заявленный им пароход все же и я имею шанс напасть, тогда табу не должно мешать мне. Мы должны топить и топить снова. Постепенно темнеет, нагромождаются снежные шквалы. Я замечаю U 625 с подветренной стороны от неприятеля, которая наряду со мной держится за его кормой». Это означало, что за своей жертвой бросились в погоню сразу два охотника.

Согласно дальнейшим записям из ЖБД, Хербшлеб атаковал «Ванцетти» в 13:40 по берлинском времени, дав залп тремя торпедами веером из носовых аппаратов с дистанции 600 метров. Одна из торпед оказалась неисправной, и, не держась заданной глубины, пошла к цели по поверхности моря – судя по всему, именно ее и заметили с «Ванцетти», после чего пароход совершил маневр уклонения.

Важной причиной того, что произошло дальше, послужило заблуждение командира U 354 в том, что пароход торпедирован – на лодке слышали глухой удар спустя 30 секунд после залпа, и приняли его за попадание. По наблюдению немцев, судно осело на правый борт, остановилось, но потом снова дало ход. Хербшлеб решил добить «подранка», но в носовом отсеке лодки кончились торпеды, и он приказал готовить к стрельбе один из двух кормовых аппаратов.

Кого потопил пароход «Ванцетти»?


Подводная лодка U 354 и ее экипаж в норвежском порту Тронхейм, 13 июня 1943 года


Однако из-за сильного снегопада Хербшлебу приходилось держаться на близком расстоянии, чтобы не потерять цель из виду. «Близкая дистанция внушает тревогу и небезопасна», – писал в своем журнале командир U 354. Его опасения не было напрасны – именно этот факт позволил советским морякам переломить ход событий в свою пользу. Теперь на судне хорошо видели своего преследователя и открыли по нему огонь.

Согласно записи в журнале лодки, сначала по ней с судна была выпущена красная осветительная ракета, которая попала прямо в рубку, однако то, что немцы приняли за ракету, было трассирующими пулями из крупнокалиберного пулемета. В 13:51 «Ванцетти» открыл огонь, и на U 354 объявили тревогу и срочное погружение.

Советские артиллеристы метко клали снаряды рядом с лодкой, которой чудом удалось избежать попаданий. Верхняя вахта в панике кинулась в рубочный люк, где застряли два сигнальщика, пытавшихся пролезть в него одновременно – возникшую «пробку» ударом своего сапога ликвидировал вахтенный офицер. Эти тревожные мгновения, когда лодка находилась под обстрелом, были для немецких подводников крайне неприятны. Как вспоминал сам Карл-Хайнц Хербшлеб, в те секунды по их спинам «пробежал холодок». Успокоились немцы лишь тогда, когда U 354 достигла глубины 40 метров. Всплыв на поверхность в 15:20, лодка судна уже не обнаружила:

«18:26. Лег на 270 градусов. Продолжаю поиск парохода. После попадания в него торпеды еще четко слышался шум его гребного винта. Судно скрылось в снежном заряде. Шумопеленгование ничего не дает. Значит, попали все-таки две торпеды. Пароход потоплен. Следую в указанный квадрат для того, чтобы произвести обследование».

В итоге, как говорится, «обошлось без жертв», хотя противники разошлись в уверенности, что потопили друг друга. Однако же, сам бой ничего экстраординарного не представлял – подводная лодка преследовала и неудачно атаковала вооруженное судно, неосторожно приблизившись к нему, и оно загнало лодку под воду огнем орудия и пулеметов. Такие случаи во время войны редкостью не были.

Откуда в истории с «Ванцетти» взялась U 553?

Подводя итоги этой истории, стоит сказать следующее. Нет никаких сомнений в том, что «Ванцетти» сражался с U 354, так как других подобных случаев ни немецкой, ни советской стороной в тот день зафиксировано не было. Нет никаких сомнений в том, что «Ванцетти» не потопил никакую немецкую субмарину, так как ни одна немецкая лодка ни на одном театре военных действий не была потеряна 5 января 1943 года. Одновременно, нет никаких сомнений в том, что действия советских моряков достойны похвалы. Мужественно отразив нападение неприятеля, они заставили его прекратить преследование, загнав под воду и сорвав повторную атаку.

Кого потопил пароход «Ванцетти»?


Построенный в 1928 году в Ленинграде на Балтийском заводе, пароход «Ванцетти» был одним из первенцев советского судостроения. Пережив Великую Отечественную войну, пароход был списан только в 1975 году


Конечно, жаль, что огонь с «Ванцетти» был недостаточно меток для того, чтобы пароход мог стать первым в истории Битвы за Атлантику торговым судном, уничтожившим подводную лодку своим артогнем. Советские моряки были близки к этому, однако противнику удалось уйти, превратясь на время из охотника в жертву. Тем не менее, эпизод, вероятно, показался недостаточно героическим некоторым «исследователям», которым очень хотелось, чтобы «Ванцетти» все-таки записал на свой счет подводную лодку. Откуда же взялась версия, что пароход потопил именно U 553 Турмана?

Случай боя советского парохода с немецкой подлодкой стал известным широкой массе читателей еще в советское время, когда в 70–80 годах на Дальнем Востоке стали издаваться книги Г.А. Руднева, бывшего начальника радиостанции «Ванцетти». В своих работах, посвященных советским торговым судам в годы войны, Руднев описывал этот бой неоднократно, но не указывал номер субмарины и ничего не писал про его наличие на рубке лодки:

«Первый снаряд – как пишет в своем рейсовом донесении капитан В.М. Веронд, – дал перелет и большой всплеск воды. Второй снаряд, судя по моему наблюдению с мостика … попал в низ рубки, причем всплеска воды не дал. Разрыв был с большим количеством огня и резким металлическим звуком. Третий снаряд попал в корпус подводной лодки под пушкой и дал также разрыв с большим количеством пламени. Четвертый унитарный патрон дал осечку, замок открыли и снаряд выбросили за борт. Во время манипуляции с четвертым снарядом подводная лодка погрузилась под воду. Три последних снаряда были выпущены по месту ее погружения. Считая дальнейшую стрельбу бесполезной, прекратил огонь».

В 1979 году в журнале «Искатель» была напечатана повесть С.В. Чумакова «Видимость – «ноль» о событиях 5 января 1943 года, где противником «Ванцетти» представлена именно U 553 Турмана. При этом Чумакову нельзя отказать в знании истории – в конце повести он указывает, что данная лодка считалась пропавшей без вести командованием подводных сил Германии с 20 января 1943 года. Вполне вероятно, что именно Чумаков «виноват» в появившейся версии с U 553, которую «потопил» «Ванцетти» – то есть, возможным источником, сделавшим лодку Турмана противником парохода капитана Веронда, оказалось художественное произведение, а не историческое исследование.

Кого потопил пароход «Ванцетти»?


Обложка журнала «Искатель» № 4/1979, в котором была напечатана повесть «Видимость — «ноль»


С одной стороны, большого греха в этой версии нет, и не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Однако искажение фактов, особенно таких, как номер на рубке лодки, «замеченный во время боя», о чем пишет в своей статье Ю.П. Богданов, служит показателем их прямой подтасовки.

Любопытно отметить, что в 1995 году Дальневосточный университет издал еще одну книгу Г.А. Руднева «На морских дорогах войны», где случай у острова Медвежий подробно разбирается с помощью документов немецкого «Архива подлодок» (U-Boot Archiv) в Куксхафене, и в выводах указывается, что противником «Ванцетти» была именно U 354. Однако эта информация или не принимается, или вовсе игнорируется различными «историками», как это видно на примере статьи Богданова.

К сожалению, подобные попытки выдать желаемое за действительное никакой пользы не несут, и только добавляют мути в далеко еще не прозрачную историю Великой Отечественной войны. Моряки же «Ванцетти» своими действиями доказали, что мужество, дисциплина и выучка достойны уважения вне зависимости от того, записали ли они на свой счет лодку противника или нет…
17
 
kvashist
12:55:41 12.01.16
 
Banzay
13:01:10 12.01.16
 
nazikus
14:12:52 12.01.16
 
miaow
14:56:29 12.01.16
 
Михалыч
18:48:01 12.01.16
 
gefri
19:12:07 12.01.16
 
Монопес
20:54:56 12.01.16
 
Dmi3u
20:58:39 12.01.16
 
DonPedro
21:23:55 12.01.16
 
Hustler
22:19:05 12.01.16
12
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Лучшие комментарии
#---
 
miaow
12-01-2016 14:59
2
kvashist,
Вот именно, что врали налево и направо напропалую. А любая попытка докопаться до истины и найти реальные факты натыкается на недовольный гул голосов "Ты что, дидов не уважаешь?!" и полное, я бы даже сказал, принципиальное неприятие "не-героической" более правдивой версии событий с классическим "Явамневерю, вывсеврети!".
#---
 
kvashmanenko
12-01-2016 12:56
1
Да сколько таких примеров, ей-богу.
#---
 
трепанг
13-01-2016 05:16
1
как бы то не было всё одно-Александр Иванович Маринеско рулит!
#1
12-01-2016 12:56
 
29
 
2892
 
Старожилы S.F.W.
1
 
DonPedro
21:24:36 12.01.16
Да сколько таких примеров, ей-богу.

#2
 
miaow
12-01-2016 14:59
 
6
 
256
 
Читатели
2
 
DonPedro
21:24:24 12.01.16
 
key79
18:06:40 13.01.16
kvashist,
Вот именно, что врали налево и направо напропалую. А любая попытка докопаться до истины и найти реальные факты натыкается на недовольный гул голосов "Ты что, дидов не уважаешь?!" и полное, я бы даже сказал, принципиальное неприятие "не-героической" более правдивой версии событий с классическим "Явамневерю, вывсеврети!".
__________________________________________
Если в комнате стало свтело, значит я поставил Кастету фонарь под глаз!

#3
13-01-2016 05:16
 
879
 
Читатели
1
 
dralex
23:32:11 13.01.16
как бы то не было всё одно-Александр Иванович Маринеско рулит!

#4
14-01-2016 17:00
 
17999
 
Старожилы S.F.W.
0
пропаганда такая пропаганда
__________________________________________
http://www.newstarter.prom.ua
Магазин "Стартер & Генератор" - Стартеры и генераторы на любые иномарки по хорошим ценам

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
наверх